АЛЛО, МЫ ИЩЕМ МУТАНТОВ! Руководители "ТАГМЕТа" продолжают утверждать, что в результате радиоактивной плавки не пострадало ни одного рабочего. Факты, имеющиеся в нашем распоряжении, говорят об обратном. Напомним, что осенью 2004 года на ОАО "ТАГМЕТ" в мартеновской печи были переплавлены радиоактивные материалы. Причина попадания их в печь до сих пор не установлена. Зато точно известно, что после этой чрезвычайной ситуации зараженные материалы укрыли в специальном складе - "могильнике" в черте города, в пределах водоохраной зоны и в непосредственной близости от густонаселенных районов Таганрога - по адресу ул.Адмирала Крюйса, 31-1. При этом проектную документацию на строительство склада временного хранения радиоактивных материалов ТАГМЕТ с городскими властями не согласовывал, в установленном порядке объект в эксплуатацию не вводил. "Металлург" отправился по следу радиоактивных отходов и тех людей, на чьей совести последствия безответственного обращения с ними. По официальным данным на уровне площадки для обслуживания котла и завалочных окон мартеновской печи №6 мощность дозы составила от 350 до 1500 мкР/ч, по неофициальным - свыше 2500 мкР/ч, что не соответствует требованиям радиационной безопасности (НРБ-99), при естественном гамма-фоне в 10 мкр/ч. После обращения в Генеральную прокуратуру была проведена соответствующая проверка. По её результатам надзирающим прокурором Ростовской области было направлено предписание в межрайонную природоохранную прокурору. И теперь предстоит рассмотреть и перепроверить следующие вопросы. 1. Был ли сокрыт факт выброса радиоактивных веществ в атмосферу, имевший место осенью 2004 года. Были ли компетентные службы и ведомства своевременно уведомлены о данном факте. 2. Какое количество рабочих ОАО "ТАГМЕТ" страдает заболеваниями, напрямую связанными с радиоактивным облучением (заболевания щитовидной железы), не стремится ли руководство завода и медицинский персонал скрыть действительные причины заболеваний. 3. Насколько законными были действия руководства ОАО "ТАГМЕТ", организовавшего захоронение радиоактивных материалов. 4. Рассмотреть вопрос о принятии мер по факту нахождения склада временного хранения радиоактивных материалов, расположенного в водоохраной зоне по адресу: Таганрог, ул.Адмирала Крюйса, 31-1. 5. Установить причины попадания радиоактивных материалов в мартеновскую печь ОАО "ТАГМЕТ". 6. Проверить, каким образом ОАО "ТАГМЕТ" могло получить лицензию на право оперирования радиоактивными материалами без необходимых правоустанавливающих документов. После того, как факт радиоактивной плавки и существования могильника был предан огласке на страницах "Металлурга", руководство предприятия, очевидно, встревожилось. И постаралось "замести следы". В конце августа контейнеры с радиоактивными материалами, хранившиеся в незаконном "могильнике" на улице адмирала Крюйса, 31-1, стали вывозить. Как удалось выяснить - опасный груз отправился в спецприёмник "Радон". Это специализированное предприятие в самом деле имеет право на хранение радиоактивных материалов. Но на данный момент, как признался один из чиновников "Ростехнадзора", у "Радона" нет свободных хранилищ. Так что дальнейшая судьба таганрогских отходов - неизвестна. Также до сих пор неизвестно, куда делись около 250 тонн зараженного металла из мартеновской печи. "Металлург" продолжает расследовать эту ситуацию и знакомить читателей с результатами проверок, предпринимаемых государственными органами. "ТАГМЕТ" И ИЗОБРЕТАТЕЛИ Среди читателей "Металлурга" - не только нынешние работники "ТАГМЕТа", но и ветераны. Их опыт позволяет судить о "профессионализме" нынешних руководителей предприятия. Мы публикуем очерк, который прислал в редакцию бывший главный метролог Таганрогского металлургического завода Владимир Иванович УВАРОВ. Его свидетельства позволяют cудить об отношении заводских начальников к тем, чьими стараниями развивается производство. Каждый четвертый изобретатель на планете в доперестроечные времена был нашим соотечественником. За последние годы количество "светлых умов" резко уменьшилось. Одни уехали за границу, другие переквалифицировались в "рыночных торговцев". В результате число изобретений снизилось в десять раз. Ну а те, что появляются, иногда подолгу внедряются, а их разработчики зачастую не могут отстоять свои авторские права. В нашем случае ситуация несколько иная. В апреле 1994г ОАО "ТАГМЕТ" заключило контракт с американской фирмой "Quality Program Design" на проведение сертификации трубной продукции по стандартам Американского нефтяного института (API). В результате проведенного аудита выяснилось, что контроль качества труб нефтяного сортамента средствами имеющегося неразрушающего контроля не соответствует требованиям американских стандартов. Авторским коллективом Центральной лаборатории метрологии ОАО "Таганрогский металлургический завод" была проделана огромная работа по изучению мирового опыта неразрушающего контроля качества трубной продукции, разработке и внедрению новых средств и методов контроля, что, в конечном итоге, привело к получению патента на изобретение "Автоматизированное устройство ультразвукового контроля качества труб". В формировавшихся в тот период новых рыночных отношениях необходимо было решать новые задачи, касающиеся качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также доводить существующее оборудование до современного уровня с учетом требований международных стандартов, поэтому все разработки и идеи внедрялись, что называется, "с колес" в производство. И если с внедрением изобретения проблем не возникало, то с получением вознаграждения за использование изобретения дело дошло до суда. Во всем мире так: сделал для фирмы дело - получи деньги. В России же иначе: сделал для фирмы деньги - получи дело. Несмотря на наличие всех документов, подтверждающих право авторов на получение вознаграждения, юридическая служба завода проявляет чудеса изобретательности, используя приемы махрового бюрократизма, наглую ложь, дезинформацию органов юстиции. Когда необходимо было "блеснуть яйцами" и отчитаться перед управляющей компанией, ОАО "ТАГМЕТ" был подготовлен квалифицированный расчет экономической эффективности от использования изобретения с реальными цифрами и подписями руководителей (а то ведь и вляпаться можно), а когда пришла пора выплатить авторам вознаграждение, в суд под надуманными предлогами посыпались расчеты, ни в малейшей степени не соответствующие реальному положению дел (лишь бы не платить). Будь я судьей, я бы засомневался, какой же из расчетов с одной и той же руководящей подписью верен и потребовал бы получить по ним заключение компетентной независимой экспертизы. Кстати, подобное заключение на "Расчет экономического эффекта от использования патента "Автоматизированное устройство ультразвукового контроля качества труб" на ОАО "ТАГМЕТ" от 16.01.05 г. имеется, кстати, очень положительное, что говорит о высокой квалификации исполнителей, и подписанное, кстати, начальником технического управления "Трубной металлургической компании" г-ном Клычковым. Указанный "Расчет..." подписан начальниками технического управления, планово- экономического, главным бухгалтером и утвержден главным инженером, а в суд представляются расчеты, подписанные едва ли не уборщицей "тетей Машей" за одной подписью, потому как понимают, что за подобную фальсификацию и за решетку загреметь можно. Напуганные карающими санкциями со стороны администрации завода и сомневаясь в справедливом решении судьи, могущего направить расчеты экономической эффективности на экспертизу компетентной независимой организации за счет изобретателей, двое соавторов согласились пойти на компромисс и получить от завода вместо 750 000 руб. по 75 000 руб., по принципу - с паршивой овцы хоть шерсти клок (подписал ведь В.Путин указ о введении Налогового кодекса, ликвидировавшего льготы изобретателей, в частности, освобождение от уплаты государственной пошлины, и это в стране, остро нуждающейся в новых разработках и технологиях). Многие скажут: да какой изобретатель пойдет в суд и будет тягаться с таким гигантом производства? Да его прихлопнут как муху, если посмеет на них "бочку катить". Так-то оно так, но даже в нашей стране практически у любого производителя всегда найдутся такие же сильные, как и он, конкуренты и забитые и запуганные изобретатели побегут к этим конкурентам. А они с большим удовольствием воспользуются данным обстоятельством, чтобы нанести своему противнику максимальный ущерб. И, будьте уверены, они добьются своего, пусть даже судебные тяжбы будут длится годами. В итоге, получиться так: и изобретатель будет доволен своими гонорарами, и конкуренты. А производитель, если не разорится после понесенных потерь от тяжб и компенсаций конкурентам, будет впредь умнее. Ответчик на судебных заседаниях (а их уже состоялось не менее десятка) занял твердую позицию "не пущать, чтобы другим неповадно было" - то есть ничего не выплачивать авторам, потому что в ОАО "ТАГМЕТ": закон - тайга, медведь - хозяин. Направляем через прокурора Таганрога письмо с конкретными вопросами к администрации ОАО "ТАГМЕТ", а нам отвечают в стиле "да, сегодня хорошая погода". Надо быть круглым "неспециалистом", чтобы требовать от авторов "Расчет экономической эффективности"- документ, разрабатываемый специалистами завода, подписываемый начальниками технического управления, планового управления, главным бухгалтером и утверждаемый главным инженером завода. Направили письмо председателю совета директоров "Трубной металлургической компании" А.Д Пумпянскому, на которое не получили никакого ответа, "они брезговают" разговаривать с людьми, способствующими повышению качества продукции, росту доходов компании и ее имиджа. Это проблема не только изобретателей, но и проблема самой страны, которая стремится стать передовой, опираясь на самые современные достижения науки и техники. Мы всегда все делаем через... короче не так как во всех нормальных странах. Поскольку мы теперь развиваем и учимся развивать рыночные отношения, совковый менталитет нужно ломать, поскольку он не совместим с рынком и капиталистической системой развития. Ломать свой характер тяжело, особенно тем руководителям, которые прожили в ритме жизни социалистической действительности не одно десятилетие и привыкли запрещать "совать нос не в свои дела" и "не пущать". Плохо, когда от "самодури" одного "совкового" руководителя зависит реноме не только самого руководителя, но и предприятия и компании в целом. Российские изобретатели с нетерпением ожидают присоединения к ВТО, что предполагает заключение новых и соблюдение существующих международных соглашений по охране интеллектуальной собственности. В статье "Ждем новых разработок по решению проблем производства", опубликованной в газете "Вальцовка" 17.09.04 г. сказано: "...не стоит убеждать людей думающих в том, что интеллектуальный потенциал предприятия, каждого работника - это богатство, которое никогда не обесценивается. И чем выше этот потенциал, тем выше коэффициент его использования, тем более развито предприятие, тем больше его трудовой коллектив ощущает положительное воздействие такого потенциала и в материальном плане, что весьма важно в нынешних сложных реформенных временах". По сути правильно, но попробуйте в этом убедить людей, на собственной шкуре испытавших все прелести "аккумулирования и совершенствования изобретательской и патентно-лицензионной работы на предприятиях компании". ЭКОЛОГИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ... Курортный город вдоль "ТАГМЕТА". Тут трубы - есть. Курорта - нету! В редакцию газеты "Металлург" позвонил молодой человек и рассказал, что на заводе в цехе водоснабжения случилась авария, и все нечистоты, вместо того чтобы попасть в очистные сооружения, были сброшены прямо в Таганрогский залив. По словам звонившего, сброс был из прокатных цехов. А это означает, что в залив могли попасть не только мазут, но и химикаты, и тяжелые металлы. "МЕТАЛЛУРГ" совместно с экологами отправился проверять полученную информацию. Встретившись возле бухты Андреева, мы сначала осмотрели очистные сооружения "ТАГМЕТа" в бухте. Не обнаружив ничего подозрительного, направились проверять берег вдоль шлакоотвала, что находиться севернее, следом за бухтой. Там мазутных пятен тоже не обнаружили. Но зато зафиксировали следующую картину: сброс шламовых вод в самый северный и самый грязный резервуар шламонакопителя не производился, трубы были развернуты в южный резервуар. Теперь сброс производился туда. А северную часть шламонакопителя засыпали шлаком самосвалы завода. Зачем? Ведь под шлаком будет погребен весь тот опасный осадок, который со временем, возможно, попадет в Таганрогский залив. Видимо, руководство ОАО "ТАГМЕТ" решило припрятать с глаз долой ту гадость, что годами сливалась в шламонакопитель. У "ТАГМЕТа" есть еще один объект, который нельзя назвать экологичным. Это южный полигон промышленных отходов, что находиться южнее бухты Андреева по адресу ул.Адмирала Крюйса 31-1. Тот самый полигон, на территории которого и было построено без правоустанавливающих документов хранилище радиоактивных отходов. Непонятно, как городская администрация могла предоставить под полигон землю в аренду заводу, когда она находится в водоохраной зоне? Интересно, что на территории данного полигона действует некие ООО "СКРАП" и ООО "ПМК "Земстрой". Роют, копают, шлаком торгуют. Не пускают на территорию ни экологов, ни природоохранную прокуратуру. Если кто пытается пройти, сразу кому-то звонят по мобильному телефону (говорят, что Шпенёву. Прокурору города что ли?) На вопрос кому принадлежит данный участок, отвечают - дескать, частная территория. Только вот в результате происходящего на этой "частной территории" проблемы могут возникнуть уже далеко не частные. В общем, вокруг "ТАГМЕТа" масса загадок, которые нам ещё предстоит разгадать. КАК РАЗЛИВАЛАСЬ СТАЛЬ В Таганроге на слуху очередное происшествие на "ТАГМЕТе" - авария на линии непрерывной разливки стали. По "доброй" традиции руководство предприятия играет в молчанку и ничего не сообщает о случившемся. Но, как рассказывают рабочие мартеновского цеха, в августе этого года в пролете был разлит расплавленный металл, который испортил дорогостоящее оборудование. Скрытность руководства завода породила много слухов. Называются разные суммы нанесенного ущерба, кто говорит, что около десяти миллионов евро, кто озвучивает гораздо большие цифры. По одной из версий, причиной аварии стала ошибка при проектировании участка. Директору завода следует взять на себя ответственность и официально проинформировать о случившемся. Сделать выводы и принять меры - ведь могли быть и человеческие жертвы! Между тем, авария эта уже не первая и при таком подходе может оказаться не последней. Напомним, что в конце 2000 года на "ТАГМЕТе" произошла авария, жертвой которой стал человек. Тогда замолчать трагедию не удалось. Иноформация о ней попала в прессу. В частности газета "Время новостей" констатировала: "Торжества по случаю запуска установки печи-ковша стоимостью 18 миллионов долларов на Таганрогском металлургическом заводе сменились трауром. Несколько дней назад полпред президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев в ознаменование пуска разбил об установку бутылку шампанского, а сегодня завод готовится к похоронам заместителя начальника мартеновского цеха, погибшего во время пуско-наладочных работ нового оборудования". Если послушать речи тагметовских руководителей, да почитать их интервью, публикуемые в прессе на платной основе, можно подумать, что "человеческий фактор" в самом деле что-то значит и рабочего человека на заводе уважают и ценят. Однако, при возвращении в реальность, приходят совсем другие мысли. Клава БУРАЯ ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР Для республиканцев наступили тяжелые времена. Несмотря на уничтожение Звезды Смерти, имперские войска вытеснили повстанцев с их базы и начали преследовать по всей галактике. Чтобы скрыться от флота Империи, бойцы сопротивления образовали новую базу на удаленной планете. Дарт Вейдер, жаждущий найти молодого джедая Скайуокера, разослал тысячи управляемых зондов в самые удаленные уголки космоса. Один из этих зондов, несмотря на меры предпринятые защитниками базы, сумел её обнаружить. Имперский флот во главе с "Палачом" направился громить цитадель повстанцев... ...Ой, что-то я отвлекся, вернемся же на нашу Землю. Тут и своих "империй" и персонажей хватает. Недавно ко мне домой приходил участковый инспектор третьего отдела милиции. Спрашивал, что я могу пояснить по поводу заявления директора по безопасности ОАО "ТАГМЕТ" Рахимова Равшана Хасановича. В заявлении Рахимов просил привлечь меня к ответственности по 129 статье Уголовного Кодекса за клевету. В четвертом номере газеты "Металлург" от 12 августа ещё 2005 года было сказано о том, что Рахимов предупреждал меня о возможных неприятностях. И только спустя год он решил, что я его этим оклеветал. Ну да, конечно, кристально чистая личность. Редчайшей души человек, и вдруг предупреждает о возможных неприятностях. Получается, что он не мог этого сделать, даже если бы неприятности могли исходить от других? У нынешнего руководства "ТАГМЕТа", есть очень нехорошая привычка - "перекладывать с больной головы на здоровую". Вот, например, не успели пожаловаться жители переулка Линейного и улицы Железнодорожной на неудобства, доставляемые тепловозами завода, постоянно курсирующих с гудками в непосредственной близости от их домов, так ТАГМЕТ подал заявление в прокуратуру, где попросил установить, на законных ли основаниях жалобщики построили свое жильё. А какое, простите, это имеет отношение к тому, что паровозы ездят и гудят, превышая все допустимые нормы? Это типа спора в магазине - "У вас молоко прокисло", "А вы в магазин на красный свет переходили"! И где здесь причинно-следственная связь? Получается, что и все водители города виноваты в том, что им маневры ТАГМЕТовских паровозов по Дзержинке ездить не дают, а сам завод не при чем! Специалисты утверждают, что площадь маневрового двора вполне позволяет после его реконструкции исключать выезды за пределы завода для маневров, но для этого нужно полностью переделывать все пути. ТАГМЕТ не хочет решать свои проблемы за свой счет - ему дорого. Это элитные дома для начальников за счет завода строить недорого, а реконструкция путей - дорого! Пока народ на рельсы не вышел - никто и не почесался. На прокуратуру и ее предписания там уже давно положили большой хромированный письменный прибор. А вместо решения вопроса проще "накатить" на "смутьянов". Прошел, например, пикет на этом переезде. Пикетчики требовали от руководства ТМЗ выполнить предписания транспортной прокуратуры и "Роспотребнадзора" не нарушать санэпидемических норм и демонтировать незаконно построенную весовую. И вскоре, как сообщил мне организатор пикета Николай Гетманцев, "ТАГМЕТ" обратился в прокуратуру с требованием провести проверку законности пикета. Следует заметить, что согласно закону для пикета не требуется специального разрешения, организаторы пикета должны лишь уведомить о его проведении. Ко мне обратились и жители района, где проходил пикет. Они сообщили, что проживающая там гражданка Харитонова Т.П., будучи медицинским работником поликлиники №2 г.Таганрога, ходила по соседям и, якобы, запугивала их тем, что молодых уволят с работы, а у пенсионеров отнимут пенсию, чтоб, мол, не писали больше никуда и не звонили. Не понаслышке зная этот завод, не удивляюсь ничему. Соседи объясняют ее рвение тем, что её муж и сын работают на ТМЗ. Да, чуть не забыл. Ко мне домой снова приходил участковый инспектор, только уже из второго отдела милиции. Оказывается барышня из юридического отдела ОАО "ТАГМЕТ" Жарова С.А. подала заявление, в котором утверждает, что я ей угрожал в перерыве судебного заседания чуть ли не убийством. Она де потом ночь не спала, ворочалась, на таблетках сидела. В общем, хлебнула горя через край. А по виду и не скажешь. Некоторые, когда врут, подпрыгивают. Эта же - даже не вибрирует. Отчаянный Люк Скайуокер возвращается на свою родную планету Татуин и бросается на помощь своему другу Хану Соло. Он посылает двух дроидов C-3PO и R2- D2 во дворец к Джаббе Хату с посланием, где он обращается к нему, что бы тот отдал ему Хана Соло взамен на деньги. Но подлый Джабба забирает двух дроидов себе. На помощь Хану приходит и его возлюбленная Лея Органа в виде охотника за головами, которая для прикрытия отдает ему Чубакку. Она тайно освобождает Хана, но оказывается, что все это время за ними наблюдали. Джабба забирает себе Лею Органу, а Хана Соло бросает в плен к Чубакке. Тогда сам Люк Скайуокер приходит во дворец к Джаббе, но ему не устраивают дружелюбный прием. Его тоже берут в плен. Джабба решает отправить их в желудок чудовища Зонка, к котором они будут перевариваться на протяжении тысячи лет. Но у Люка есть запасной план. Им всем удается спастись и уничтожить Джаббу Хата. Алексей Цивенко ЕСЛИ В КРАНЕ НЕТ ВОДЫ ... По всей Руси, как известно, уж не первую сотню лет - две главные проблемы: дураки и дороги. А в Таганроге - три. Кроме двух вышеупомянутых - ещё и вода. Точнее - её периодическое отстутствие. А если и присутствие, то в таком качестве, о котором в приличном обществе и сказать неловко. Разве что в шутку. Пошутить на тему воды у нас любят. Причём каждый шутит по-своему. Вот например, начальник таганрогского "Роспотребнадзора" Сергей Мусиенко - "шутил" прямо в телеэфире местного канала, транслировавшего в тот момент передачу "Камеди клаб". Вдруг откуда ни возьмись - гражданин Мусиенко. Давай рассказывать благодарным телезрителям, дескать, ну да, текла из крана нехорошая вода. Текла себе и пардон, пованивала нечистотами. Но теперь уже, вроде как и ничего. Правда, в причинах происшествия пока не разобрались, и кипятить водицу-то водопроводную надо непременно. А в остальном, любимый город может спать спокойно. "Пошутил" так и исчез. А "Камеди клаб" дальше пошёл. Что-то вроде юмористической миниатюры местного розлива получилось. Да и в самом деле, как тут всерьёз воспринимать происходящее, если город почти на неделю оставлен без нормального водоснабжения, а своевременно и полно проинформировать граждан о причинах этого ни городские власти ни МУП "Водоканал" не удосужились. В результате вместо чистой воды, дефицит которой ощутили таганрожцы, из крана вытекают вопросы. Причём лишь на первый взгляд они кажутся риторическими. Ответ на них мы постараемся получить и донести до вас. ВОПРОС ПЕРВЫЙ. Когда городское руководство научится надлежащим образом информировать горожан о происходящем, не давая повода для фантазий и слухов? За три дня аварии столько версий было мною выслушано от разных источников. Одна круче другой. И что скотомогильник размыло и что 70 человек в больнице лежат и что смертные случаи зафиксированы и что коллекторы перепутали и приварили водопровод к канализации. Что, трудно было сказать правду? Или поступила команда покрывать Ростовский водоканал, который сбросил фекальные воды в бассейн Дона и они вызвали массовый замор рыбы и резкое ухудшение качества воды в районе села Дугино, где находится наш водозабор? А куда смотрела лаборатория Водоканала? С какой периодичностью она делает анализы воды? Кто даст гарантию, что завтра нас всех не отравят какие-нибудь экстремисты, а Водоканал снова проворонит ситуацию? ВОПРОС ВТОРОЙ. Как устроена система водоснабжения города Таганрога, если в разных частях города разная по вкусу вода? Да, источника водоснабжения три. Но сколько тогда очистных сооружений? Если одни - то вода должна быть одного смешанного вкуса. Или ее в трубы подают без очистки? Или подмешивают к очищенной для экономии? Если очистные сооружения стоят на каждом источнике, то чем объяснить тот факт, что вонючая вода была во всех частях города? Как- то не совсем поддается логическому объяснению набор этих очевидных фактов. ВОПРОС ТРЕТИЙ. Когда, наконец, закончатся работы на третьей нитке донского водовода? Уж не знаю причин такой медлительности, но если бы нефтяники и газовики такими темпами строили свои продуктопроводы, мы бы ни продали еще за рубеж не единого барреля нефти. Видать, не торопятся они. Нет стимула. В программе по обеспечению водоснабжения уже заложен до 2010 года 681 миллион рублей с копейками на неполные 23 км трассы. Метр проложил - штука баксов на карман. Куда торопиться? Машины стоят без дела, трубы лежат. Ждут зимы. Зимой тариф за земляные работы больше, сварщикам доплата идет за вредные условия труда. В общем - "кому война, а кому мать родна ...". ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ. А почему, собственно такой разбег у инвестиций из федерального бюджета в водное хозяйство? Вот, например замена 3 ниток 1000 мм дюкера через реку Мертвый Донец по 1,2 км каждая обойдутся ему в 50 миллионов рублей, то есть по 13900 руб. за метр; 350 метров аналогичной трубы с прокладкой через ж/д полотно в 40 миллионов, т.е. уже в 114286 руб/метр; прокладка 11,7 км аналогичного водовода от Недвиговки до Дугино в 319 миллионов, т.е. в 27265 руб/метр. Областной и местный бюджеты умудряются на прокладку по городу 150 метров 400 мм трубы по ул. Чучева потратить всего 600000, т.е. по 4000 рубля/метр, а переложить там же 2,5 км водопровода за 41 миллион, т.е. по 16280 за метр. А за свои гроши "Водоканал" вообще проложит 6,2 км трубы 500 мм за 38 миллионов, т.е. по 6000 за метр, а замена 272 метров канализации на С.Лазо и вовсе станет в 848 тысяч, т.е в 3120 руб.за метр. И это работы в городских условиях, а не в донских степях! То есть, судя по всему, во всех этих расчетах присутствуют некие "мнимые числа", на которые приходится делать поправку. Причем чем выше уходит вверх источник финансирования, тем дороже обходится ему один погонный метр трубы, укладываемый внизу. Так вопрос вот в чем: а вообще кто-нибудь контролирует расходование федеральных, областных и муниципальных денег нашими "водопроводчиками"? Александр ПОНОМАРЁВ, председатель "Комитета Народного Контроля" ВРЕЗКА: Жители города Таганрога обратились к депутату Госдумы Р.Бадалову в надежде добиться проверки деятельности МУП "Водоканал", установления и обнародования причин залповых выбросов загрязнений в питьевую воду и принятия решения о перерасчете платы за воду всем жителям города. Причём это должно быть сделано без дополнительного хождения за пересчетом в МУП "Водоканал", поскольку вода в городе практически отсутствовала 4,5,6 сентября, а с 7 по 10 сентября вместо питьевой воды подавалась какая-то вонючая жидкость. ЖЕРНОВА СИСТЕМЫ Интересную тенденцию можно наблюдать в нашем "стольном" граде Таганроге. Наиболее успешными предпринимателями становятся те, кто, как принято говорить, вписывается в систему. Как правило, рядом в тенечке нервно курит какой-то дядечка в костюмчике. Это спонсор. Он по жизни чиновник и ему по закону не положено бизнесом заниматься. А хочется - мочи нет! Тем более, что ему и виднее лучше и связи шире. И вот уже этот тандем строит и сдает в аренду магазины в лучших местах по всему городу, вот уже получает подряды на замену окон и ремонт коммуникаций, вот к вывозу мусора приобщается, умудряясь выигрывать конкурсы, не имея собственного транспорта, а вот "Газели" на линию выпускает. Если предприниматель принимает условия системы и выполняет требования "спонсоров" о мзде, перед ним открываются двери в мир избранных и процветающих. Ну а "бизнесу с улицы" в Таганроге ничего не светит. Аренду и лицензии будет оформлять годами, никаких выгодных подрядов не получит, землю ему никто в аренду не даст. В конкурсах его участвовать, может, и допустят, но выиграть - никогда! В общем городом управляет мощный клан из бывших и действующих чиновников и представителей правоохранительных органов. Все остальные могут рассчитывать в лучшем случае на субподряды. В Таганроге это особенно четко проявляется в транспортной отрасли. "Своим" можно все. Фальсифицировать заявки, включая в них автобусы-призраки, побеждать в конкурсах с заранее заданными результатами, переделывать автобусы, увеличивая посадочные места, возить в "Газелях" стоячих пассажиров, работать на сжатом газе. Не применять кассовых аппаратов и не возить льготников. Просто "косить бабло" для себя и того парня в пиджаке, что стоит в тени. А что же остается тем, кто "не вписался"? В лучшем случае - молчаливо соглашаться со своим незавидным положением. Достаточно выразить несогласие публично и, даже если оно аргументировано, а доводы разумны, тут же попадёшь в жернова системы, которая готова перемолоть несогласного "в муку". Причём, демонстративно, чтобы другим неповадно было. В этом убедился директор транспортной компании "Русский транзит" Игорь Третьяков. И доказал, что если не трусить, не прогибаться перед чиновным произволом, то если не бизнес свой, то хотя бы человеческое достоинство и честное имя отстоять можно. Хорошо помню, с чего все начиналось - с выборов в городскую думу Таганрога. На следующий день после голосования местный политтехнолог, тесно работающий с администрацией, с удовлетворением рассказывал, что все прошло успешно, и почти 90 процентов депутатов, как и планировалось - люди не чужие администрации города. На тот момент и Игорь Третьяков, избранный в гордуму, считался человеком, который ни при каких обстоятельствах против властей не пойдет. Как оказалось Игорь Викторович свои депутатские обязанности понимал иначе, и на одном из заседаний решил заострить внимание на некоторых проблемах пассажирских перевозок в Таганроге. Он просто озвучил ряд вопросов, которые волнуют жителей Таганрога, но что тут началось! Вместо того чтобы корректно выслушать мнение представителя депутатского корпуса и заняться наведением порядка в пассажирских перевозках вверенного ему города, мэр Таганрога Николай Федянин фактически подверг Третьякова обструкции. И так обернул дело, что у многих депутатов, присутствовавших на том заседании, создалось впечатление, что глава городской администрации пытается защитить от обоснованной критики некоторых вполне "вписавшихся в систему" предпринимателей из сферы пассажираперевозок. С этого "демарша" и начались у Третьякова проблемы. Откуда-то вдруг всплыло уголовное дело, которое инкриминировало ему якобы незаконное присвоение бюджетных денег, и об этом деле в мгновение ока растрезвонили по всему Таганрогу. Спустя год "дело", разумеется, с треском лопнуло. Потом в местной прессе появились публикации, из которых получалось, что главным врагом народа и нарушителем порядка в транспортных перевозках Таганрога является депутат Третьяков и его компания "Русский транзит". При этом никто даже не принял во внимание, что "Русский транзит" своими большегрузными автобусами обслуживает очень небольшой сектор рынка пассажирских перевозок. И величина его предприятия не идет ни в какое сравнение с такими "вписавшимися в систему" гигантами, как транспортные компании "Южный город" и "Автолайн К". Длительная и расчетливая дискредитация "Русского транзита" продолжалась вплоть до очередного конкурса на осуществление пассажирских перевозок в Таганроге. Итог, вполне очевидно, был предрешен: компании "Русский транзит" присудили в конкурсе почетное третье место, и... не дали на обслуживание ни одного, даже самого захудалого, городского маршрута. Компании-конкуренты, представляющие "систему", ждали, что дальше произойдет все так, как происходило и ранее, когда они устраняли с рынка других перевозчиков. А именно: что водители "Русского транзита" вместе со своими автобусами уйдут из фирмы Третьякова, и встанут в очередь наниматься на работу в компании, которые конкурс выиграли. Но дело приняло совершенно неожиданный оборот: люди от Третьякова не ушли. Даже зная, что тем самым они на неопределенный срок остаются без работы и лишаются заработка. Факт очень показательный: одно дело - личное мнение предпринимателя Третьякова, его позиция, другое дело - мнение сотни человек рядовых работников, которое совпало с мнением и позицией руководителя. Значит, что-то было в этом мнении и в этой позиции такое, что оказалось выше денег, выше страха остаться без работы. Следующий шаг, который зимой 2006 года предпринял коллектив "Русского транзита", многим и сегодня кажется эпатирующим, нелогичным: коллектив объявил голодовку. Многие сомневались - а стоило ли им это делать? Но больше в тот период поразило другое: какие изощренные методы обработки были предприняты, чтобы, с одной стороны, внести в ряды голодающих разброд и шатания, а с другой - представить перед всем Таганрогом голодающих водителей "Русского транзита" чуть ли не преступниками. Сначала им давали обещания, что как только они прекратят голодовку, каждого сразу трудоустроят в компаниях, выигравших конкурс. А люди этим обещаниям не верили, потому что каждый водитель в Таганроге хорошо знает, какая на самом деле в пассажирских перевозках Таганрога проводится "кадровая политика". Водители говорили: "Сначала нас возьмут, чтобы погасить конфликт, а через месяц-другой по одному выбросят на улицу". Потом, когда власть увидела, что лукавые обещания не действуют, появились телевизионные репортажи о том, как к голодающим якобы тайно проносят жареных кур. А люди, между прочим, голодали по-настоящему, и есть медицинские работники (не называю их, чтобы не навредить честным людям), которые подтвердили: да, состояние участников голодовки было критическим. Не буду спорить: наверное, голодовка - это крайняя мера. Но, зная особенности административной системы, могу понять людей, которые решили, что иными методами, кроме крайних, они от городских властей правды не добьются. И добились-таки, пусть не справедливости, но хотя бы признания своих прав. "Русскому транзиту" высочайше разрешили стать подрядчиком у двух из победивших в конкурсе компаний, и обслуживать все те маршруты, которые "Русский транзит" обслуживал и раньше. Интересная ситуация при этом вышла: оказалось, что все до одного автобусы "Русского транзита" далеко не лишни на городских маршрутах. Во время голодовки городские власти убеждали общественность, что в городе автобусов хватает, и они оперативно смогут закрыть бреши, которые образовались из-за демарша "Русского транзита". Об этом даже уведомили областное руководство, хотя на деле это не соответствовало действительности. Опустевшие маршруты пытались "заткнуть" маломерными "Газелями", которых - подавляющее большинство в транспортных компаниях, выигравших конкурс. Заткнуть не удалось. И ситуация выровнялась только тогда, когда водители "Русского транзита" вновь вышли на линию. Итог: уже несколько месяцев продолжаются судебные разбирательства в арбитражных судах разного уровня, правомерно или неправомерно был "Русский транзит" отстранен от пассажирских перевозок в Таганроге. И, как на ушко друг другу шепчут даже в чиновных кабинетах городской администрации, всем этот затяжной процесс только на руку. Потому что автотранспорт на маршруты выходит, ситуация более-менее стабилизировалась, и ладно. Выходит, сумел-таки Игорь Третьяков победить систему? Не говори гоп, пока не перескочишь. Система несгибаемостью Третьякова оскорблена до глубины души, потому что все приближенные к системе предприниматели, в данном случае из транспортного бизнеса, прогибаются и говорят "Чего изволите?", а Третьяков этого не делает. Несгибаемость его, похоже, уже начала некоторых хозяев чиновных кабинетов сильно пугать. А вдруг да добьется своего, вдруг дойдет до самой Москвы, до самых высоких кабинетов? И приедет проверка, с которой договориться уже не удастся, судя по тенденциям борьбы с коррупцией на федеральном уровне. И не дай бог, раскрутится в Таганроге громкое дело, например, о коррупционных связях в городском транспорте? Из-за этого испуга некоторые таганрогские чиновники, которых, не исключено, провоцируют некоторые из "прогибающихся бизнесменов", по инерции еще пытаются "мочить" Третьякова, насылая на него то антимонополыциков, то транспортную инспекцию. Но на самом деле в кулуарах городской власти уже идут разговоры о том, что пора садиться за стол переговоров. Кстати, Игорь Третьяков и не возражает. Как говорит он сам, сначала хотел бы встретиться на телевизионном "круглом столе" с руководителями транспортного отдела администрации и с представителями компаний-конкурентов, и в прямом эфире, с открытым забралом высказать свои мнения относительно транспортных проблем в Таганроге. Но "с открытым забралом" на телевидении с Третьяковым почему-то встречаться боятся. Или еще есть у него предложение: без сотовых телефонов (чтобы не было никаких "предупреждений") вместе со всеми депутатами проехать по городским маршрутам, да еще в самих "Газелях", обслуживающих рядовых граждан, чтобы на практике посмотреть, как функционирует в Таганроге транспортная система. Если нарушений не будет найдено, Игорь Викторович готов признать, что был неправ. А уж если обнаружатся, тогда надо признавать свою неправоту представителям власти. Что они не умеют делать и не любят. Ну а в заключение хочу сказать, что в отличие от чиновников горадминистрации, я езжу на городском общественном транспорте. И с удручающим постоянством приходится наблюдать такую картину: рассадив пассажиров по имеющимся местам, водитель по маршруту (например №56, который монопольно обслуживается "Газелями" упоминавшейся в статье компании "Автолайн К") начинает набирать "стояков". В маленькую "Газель", в которой и стоять-то можно, только согнувшись в три погибели, набивается (представьте себе это!) по шесть-семь человек стоящих. Маршрутка несется, сотрясаясь на уличных колдобинах, визжа колесами на поворотах. "Стояки" охают и падают на сидящих. В салоне, как в плотно уложенной селедкой консервной банке, не продохнуть. И вот, кто-то из пассажиров, а за ним и все остальные, не выдерживают, возмущаются: "Сколько можно брать людей, тут не то что сидеть, и стоять негде!". На что водители неизменно с улыбочкой, которая хорошо видна в зеркале заднего вида, отвечают: "Не нравится, вылезайте и езжайте на такси". Эта бесцеремонная фраза, заимствованная водителями "Газелей" из эпохи советского дефицита, шокирует всех мгновенно. И битком набитая маршрутка катится дальше в обреченном молчании... Алексей Цивенко А У НАС В МАРШРУТКЕ ГАЗ. А У ВАС? В Краснодаре в результате крупной аварии, вызванной столкновением в тумане автомашин, погиб 1 человек и пострадало 59 единиц техники. При этом один грузовик и 11 легковых машин сгорело из-за деформации и взрыва газового оборудования в одной из машин (об этом сообщил журналистам начальник пресс-службы УВД Краснодарского края Илья Шакалов). Между тем, в Таганроге практически весь пассажирский транспорт оборудован газовыми баллонами, причем машины работают не только на сравнительно безопасном сжиженном газе, но и на сжатом, который в случае аварии может мгновенно взорваться, превратив автобус в обугленную братскую могилу. ТГОО "Комитет народного контроля" несколько месяцев назад обратился в "Роспотребнадзор" с просьбой проверить законность использования газового оборудования владельцами пассажирского автотранспорта. Руководитель федеральной службы, призванной следить за качеством и безопасностью услуг С.Мусиенко не стал вдаваться в суть проблемы и переслал запрос в ГИБДД, где он и сгинул. Казалось бы, ГИБДД должна была первой отреагировать и провести проверку с тем, чтобы избежать случаев опасных возгораний на транспорте. Но делать этого не торопится. Интересно, все чаще обновляемый милицейскими начальниками личный автопарк работает на газе или доходы позволяют ездить на бензине? Александр ПОНОМАРЁВ КАКОЙ ТАГМЕТ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ? Паровоз идет, урча, Николай Иваныча, А Федянина трамвай стой в сторонке, отдыхай. Потому, как сам "ТАГМЕТ" зажигает красный свет, Убеждая сильно нас, кто же в Таганроге власть. (Частушка, сочинённая участниками пикета) Чаша терпения таганрогской общественности переполнилась и на переезд, печально знакомый каждому водителю, вышел пикет. Его участники решили поддержать правоохранительные органы, которые выявили нарушения допускаемые "ТАГМЕТом" в эксплуатации подъездных путей. К председателю общественной организации "Комитет народного контроля", помощнику депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Александру Пономарёву обратились таганрожцы с жалобой на нарушениеих прав на благоприятную среду обитания деятельностью ОАО "ТАГМЕТ". Проблема заключается в том, что железнодорожная ветка этого предприятия проходит мимо домов этих граждан и производимые под их окнами в ночное время маневровые работы мешают им нормально спать. ОАО "ТАГМЕТ" установило перед их домами без получения разрешения весовой пункт и стал через одну из самых оживленных городских улиц - ул.Дзержинского перегонять туда для взвешивания составы с продукцией, что создавало для горожан огромные неудобства, поскольку на переезде скапливалось до 100 машин одновременно и загазованность воздуха выходила за все нормативные ограничения. Ранее, на протяжении нескольких лет, жители обращались во все инстанции. Но лишь после вмешательства депутата Государственной Думы Бадалова "Роспотребнадзор" провёл контрольные замеры, а транспортная прокуратура вынесла согласно их результатам, предписание о приостановке эксплуатации переезда. Как показали надзорные мероприятия, у "Тагмета" не оказалось надлежащего разрешения, а также положительного заключения вневедомственной экспертизы. В результате оказались нарушены требования Градостроительного кодекса РФ, а также Положения о проведении госэкспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации. Примечательно, что по утверждению заявителей, контрольные замеры "Роспотребнадзора" производились не во время обычных маневровых работ, а в специальном "облегченном" режиме, чтобы уложиться в нормативы. После отъезда же комиссии маневровые работы возобновлялись в полном объеме. То есть происходило простое очковтирательство, демонстрация якобы проверки с единственной целью - отказать гражданам в удовлетворении их жалобы. В итоге этой многолетней борьбы заявителям удалось прекратить работу весовой, но каким- либо образом ограничить движение составов в ночное время они не могут и вынуждены, в связи с этим, по ночам продолжать просыпаться под шум тепловозов. Пикет и стал решительной попыткой привлечь внимание общественности и власти к этой проблеме. Увы, прокуратура и "Роспотребнадзор", видимо, не в состоянии урезонить такое крупное предприятие, как ОАО "ТАГМЕТ" без помощи вышестоящих контролирующих органов. А тем временем переезд, как говорится, и ныне там. И случись беда - пожарные или скорая будут стоять в ожидании. Пропуская очередной тагметовский тепловоз. Никодим Зоркий Прокуратура Паненко В.И., Паненко Т.Н. Российской Федерации ПРОКУРАТУРА Таганрог, пер.Линейный, д.2 Ростовской области ПРОКУРАТУРА г.Таганрога 347900 г. Таганрог, пер. Тургеневский, 5 На Ваше заявление в прокуратуру города Таганрога разъясняем, что в соответствии с действующим гражданским законодательством срок исковой давности - 3 года с момента, когда лицо узнало о нарушении своего права. Железнодорожные подъездные пути ОАО "ТАГМЕТ" были построены несколько десятилетий назад. Суд по ходатайству стороны может восстановить пропущенный срок исковой давности, если сторона докажет, что пропустила его по уважительной причине. Кроме того, в соответствии с ГПК РФ в исковом заявлении должны быть четко указаны исковые требования, которые в Вашем заявлении не изложены. Для предъявления прокурором иска в интересах гражданина в порядке ст.45 ГПК РФ должны быть представлены доказательства того, что гражданин в силу недееспособности, состояния здоровья, возраста, других причин не может сам обратиться в суд. Такое обоснование Вы также не представили. Разъясняем, что Вы вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в суд. Ст.помощник прокурора г.Таганрога Дубашева Н.А. ПОДПИСЬ ПОД ОТВЕТОМ ПРОКУРАТУРЫ: Этот ответ, полученный от городской прокуратуры как нельзя лучше иллюстрирует отношение её работников к проблемам простых граждан. "Срока давности", о котором идёт речь в этом ответе, не может быть у правонарушения, которое продолжает совершаться. Но прокуратура не спешит принимать меры. Ведь речь-то идёт не о каком-нибудь рядовом гражданине, а о "ТАГМЕТе"... СКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Однажды Николай Дмитриевич и Николай Иванович ели шашлык в кафе "5 звезд". - Ничего так шашлычок, - произнес Николай Дмитриевич, наливая себе в стакан холодного яблочного сока. - Неплохой, да, ответил ему Николай Иванович и, отрезав кусочек мяса, обмакнул его в острый томатный соус и отправил в рот. - А вот ты, брателло, как думаешь, только честно скажи, а вот что после смерти? - спросил Николай Дмитриевич. - После смерти? - Николай Иванович взглянул на потолок, и челюсти его задвигались еще энергичнее. - После смерти, брателло, "Тагмет". - Как "Тагмет"? - чуть не поперхнулся яблочным соком Николай Дмитриевич. - Да вот так, брателло. "Тагмет". Сам посуди. За 110 лет сколько народу перемерло, а "Тагмет" как был, так и есть. Значит, после смерти - "Тагмет". - Клюнкова на тебя нет, - с досадой произнес Николай Дмитриевич и, повернувшись, чтобы заказать еще яблочного сока, мельком посмотрел в окно. - Оба-на... - пробормотал Николай Дмитриевич. У кафе на улице стояли пикетчики. Они с укором сквозь стекло смотрели на мужчин... http://fridman.livejournal.com